В главе «Возрастной кризис» уже говорилось, что кризис отношений в общении между детьми и родителями может восприниматься как следствия возрастных изменений детей. Здесь довольно часто возникает подмена в сторону более «простого» решения. Полагать, что проблема – это «возраст» ребенка и его «возрастной кризис», куда проще, чем осознать кризис отношений в семье или свой собственный возрастной кризис. Кризисы возраста детей и родителей могут совпасть по времени и усугубить течение кризиса отношений, как и ситуация, когда кризис отношений усугубляет возрастной.
Каковы же критерии именно кризиса отношений?
Как и в других случаях, основные критерии - это содержание мыслей и доминирующие чувства. Понятно, что содержанием переживаний кризиса в данном случае являются отношения и мысли о людях в них включенных. Наиболее часто встречаются такие определения, как «он/она/они меня не понимают», «между нами словно стена», «ей/ему/им всё-равно, что я делаю/думаю/чувствую/хочу», «каждый сам по себе» и тому подобное. Чувство периодически возникающей агрессии, сменяется периодом «усталости от борьбы» за «отношения».
Несмотря на одинаковые переживания участников отношений, они остаются «глухи и слепы» друг к другу. Кризис переживается «внутри себя». На деле человек может демонстрировать привычное для окружающих поведение и быть, по их мнению, в «полном порядке». Периодические жалобы или агрессивные выпады списываются на физиологию, возраст, профессиональную неудовлетворенность (профессионально-творческий кризис), экономические трудности, конфликты в школе, на работе и так далее. У человека возникает чувство одиночества/изоляции. Трудности с интерпретацией поведения и слов других людей, часто приводят к ложным выводам, что усиливает убежденность в своей «правоте» на их счет, агрессию, приступы ревности. Любовь и привязанность приобретают сверхзначимость. Отсутствие возможности получить их в желаемой форме формирует комплекс чувств и поведения.
Кризис отношений часто заявляют как первичный и основной, что может не совпадать с реальным положением. В любой ситуации будет опрометчиво останавливаться только на трудностях общения, они могут быть следствием. Кризис отношений склонен к «хроническому» течению, его чаще всего переносят из семьи родительской в собственную, из одних партнерских отношений в другие. Причины в отсутствии возможности выработать иные формы общения – из-за страха оказаться покинутым или остаться без внимания.
Каковы же критерии именно кризиса отношений?
Как и в других случаях, основные критерии - это содержание мыслей и доминирующие чувства. Понятно, что содержанием переживаний кризиса в данном случае являются отношения и мысли о людях в них включенных. Наиболее часто встречаются такие определения, как «он/она/они меня не понимают», «между нами словно стена», «ей/ему/им всё-равно, что я делаю/думаю/чувствую/хочу», «каждый сам по себе» и тому подобное. Чувство периодически возникающей агрессии, сменяется периодом «усталости от борьбы» за «отношения».
Несмотря на одинаковые переживания участников отношений, они остаются «глухи и слепы» друг к другу. Кризис переживается «внутри себя». На деле человек может демонстрировать привычное для окружающих поведение и быть, по их мнению, в «полном порядке». Периодические жалобы или агрессивные выпады списываются на физиологию, возраст, профессиональную неудовлетворенность (профессионально-творческий кризис), экономические трудности, конфликты в школе, на работе и так далее. У человека возникает чувство одиночества/изоляции. Трудности с интерпретацией поведения и слов других людей, часто приводят к ложным выводам, что усиливает убежденность в своей «правоте» на их счет, агрессию, приступы ревности. Любовь и привязанность приобретают сверхзначимость. Отсутствие возможности получить их в желаемой форме формирует комплекс чувств и поведения.
Кризис отношений часто заявляют как первичный и основной, что может не совпадать с реальным положением. В любой ситуации будет опрометчиво останавливаться только на трудностях общения, они могут быть следствием. Кризис отношений склонен к «хроническому» течению, его чаще всего переносят из семьи родительской в собственную, из одних партнерских отношений в другие. Причины в отсутствии возможности выработать иные формы общения – из-за страха оказаться покинутым или остаться без внимания.
0 коммент.:
Отправить комментарий